Новости – Общество
Общество
Восстановить историю по нотам
П. Н. Триодин работает над партитурой оперы «Иван Грозный». Фото: из архива Владимира Глотова
Как профессор Смоленского медуниверситета восстанавливает культурные связи с Эстонией, исследуя биографию врача и композитора Петра Триодина
11 апреля, 2016 13:27
10 мин
Имя Петра Триодина широкой публике стало известно недавно. Врач-эпидемиолог, стоявший у истоков создания медицинского университета в Смоленске, оказался талантливым композитором и автором первой советской оперы — «Князь Серебряный». Его песни у всех на слуху, но биография пока полна загадок и тайн, которые еще только предстоит открыть.
– На имя Триодина как композитора я наткнулся, восстанавливая историю кафедры анатомии медицинского университета, — рассказывает профессор кафедры Владимир Глотов, посвятивший несколько лет сбору биографии и восстановлении имени коллеги. — Оказалось, его песни широко представлены в репертуаре Людмилы Зыкиной, исполнял песни доктора и его друг Сергей Лемешев. А сюиту «Картины из русских сказок» до сих пор исполняет президентский оркестр!
Что до первой советской оперы, написанной Триодиным в 20-е годы XX столетия, то увертюру под названием «Ах, ты, степь широкая» знает, пожалуй, не одной поколение россиян. Только авторство почти семь десятков лет приписывалось народу.
По одной из версий, в незаслуженное забытье имя талантливого композитора попало из-за его происхождения: Петр Триодин родился в марте 1888 года в семье священника. «Непролетарская» биография вполне могла поставить крест на всех его достижениях, но оказалось невозможным вычеркнуть его из истории советской эпохи как медика, боровшегося с бушевавшими в ту пору инфекциями.
Впрочем, и в семье Петр Триодин не нашел понимания. Его мать — дочь священника Мария Ивановна в девичестве Заркевич — хорошо владела игрой на пианино и с детства обучила сына музыкальной грамоте. В девять лет мальчик сочинил музыку к стихотворению Пушкина «Эхо», а «для себя» писал песни, романсы пьесы для фортепиано.
Окончив гимназию, Триодин поступил в Петербургский университет на биологическое отделение. Но параллельно брал уроки музыки у известных педагогов, а в 1907 году стал учиться композиции у профессора Петербургской консерватории, знаменитого композитора Александра Глазунова, чем вызывал большое недовольство своего отца.
Николаю Васильевичу увлечение сына не нравилось. Он и так переживал, что его дочь Александра вопреки его воле стала артисткой и выступала на сцене под псевдонимом Смоленская. В те времена такие поступки осуждались, да и отец считал занятие дочери далеко не профессией.
У Петра было пять братьев и четыре сестры. Кроме его самого и Александры, позже музыкой увлекся и младший брат Константин, выступления которого сохранились в архиве эстонского радио 1927-1939 годов. А тогда, видя, как сын посвящает себя музыке, отец разругался с ним, из-за чего Петр бросил университет на IV курсе и перебрался в Юрьев — сейчас Тарту.
– Только сейчас мы начали разрабатывать эстонский период жизни Триодина, — рассказывает доктор медицинских наук Владимир Глотов. — Известно, что он поступил на медицинский факультет местного университета, где создал симфонический оркестр и студенческий хор. В Юрьеве 10 мая 1910 года и состоялся его дебют, как композитора, когда оркестр театра «Вайнемуйне» сыграл его 1-ю симфонию F-dur (Фа-мажор).
В поисках неизвестных страниц биографии коллеги и композитора Владимир Глотов делал запросы в архивы, искал нужную информацию на специализированных форумах в интернете, пока в начале этого года ему несказанно повезло. Профессору прислала письмо по электронной почте дальняя родственница Петра Триодина Елена Артемова.
– У Марии Заркевич, матери Петра Триодина, была сестра Ольга, которая была замужем за моим прадедом, протоиереем Полкановым, — объясняет сотрудница Геофизической службы РАН Елена Артемова. — Пока я собирала сведения о прадеде, появилось много информации по Триодиным. Когда увидела исследования Владимира Глотова, поделилась с ним своим материалом. Могу сказать, что наши сведения оказались друг для друга бесценными.
Так, в исследовании смоленского профессора Владимира Глотова появились заметки из эстонских газет о выступлении оркестра Петра Триодина, а также записи из метрической книги о бракосочетании его родителей.
Новые сведения из биографии врача и композитора добавили не столько подробностей в биографию забытого русского деятеля, сколько тайн и вопросов.
– Выяснилось, что Петр Триодин, будучи студентом Юрьевского университета, в 1911 году женился на студентке этого же университета, дочери священника Людмиле Лейсман, — рассказывает профессор Владимир Глотов.
И вот тут в биографии автора первой советской оперы начинается самое интересное. По одной из версий, он мог состоять в студенческом революционном кружке. Иначе, как объяснить его участие в политической демонстрации против расстрела ленских рабочих, а позже — такую веру в светлое будущее зарождающейся советской России, в честь которой он создавал свои гимны. В 1912 году Триодин получает диплом врача и его сразу отправляют в ссылку в Вологодскую губернию. Молодая жена с ним не едет. И разрывает отношения так, что Петр Триодин навсегда теряет с ней связь.
Врач-эпидемиолог, кандидат медицинских наук П. Н. Триодин, ок. 1941 г. Фото: из архива Владимира Глотова
Врач-эпидемиолог, кандидат медицинских наук П. Н. Триодин, ок. 1941 г. Фото: из архива Владимира Глотова
– Из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны все присужденные ему три года ссылки в селе Бакшеево он не провел, — говорит Глотов. — Кстати, даже в этой глуши Триодин занимался творчеством, записывал народные песни, которые в его обработке много позже пели известные советские исполнители.
Петра Триодина призывают на фронт. Он попадает в госпиталь, где одновременно продолжает заниматься научной работой и публикуется в санкт-петербургском еженедельнике «Русский врач». Там же, на фронте, встречает будущую вторую жену — сестру милосердия Ольгу Гурко-Ромейко. Она становится для него не просто женой, а соратником, другом, коллегой, готовой во всем поддержать супруга. При этом врач и не подозревает, что стал двоеженцем: о бывшей жене узнать ничего невозможно. Сказались терзавшие Прибалтику политические раздоры.
– О Людмиле Лейсман известно, что развод она оформила в 1931 году, — рассказывает Елена Артемова. — Вышла замуж за микробиолога Карла Шлоссмана. В 1944 году перебрались в Швецию. Умерла в 1976 году, а не намного раньше, чем и объяснялся до этого второй брак Триодина.
В 1919 году Триодин с новой супругой Ольгой Гурко-Ромейко приехал в Смоленск, поселившись в усадьбе Рай. Она принадлежала отцу Ольги. Сейчас здесь сохранились лишь Казанская церковь да старинные надгробия. Отсюда до Смоленска всего 6 км.
Триодин устроился в университет, где участвовал в создании медицинского факультета и Анатомического института — грамотные врачи были востребованы. Здесь же он начинает вдохновенно работать над созданием музыки.
Одним из экспонатов музея медицинского университета является афиша его оперы, которая впервые прозвучала в Оперном театре Смоленска — детище Триодина — 6 марта 1922 года. В тот день состоялась премьера «Князя Серебряного».
– Великолепный композитор, до мозга костей русский, — рассказывает певец и композитор, заслуженный деятель искусств России Николай Писаренко. — Русские сейчас не в моде, много всякой «шелупони», которая наводит муть в русской культуре. Но вы посмотрите фильм «Академик Иван Павлов», послушайте мелодии, написанные к нему Триодиным! И вы услышите в них ту русскость, которая идет к нам еще от Глинки.
Кроме упомянутого Оперного театра Триодин принимал участие в создании в Смоленске симфонического оркестра. Играл в нем на фаготе. Позже и театр, и оркестр ушли в небытие.
После успеха в Смоленске Триодины отправились покорять столицу. Там «Князь Серебряный» был показан 7 декабря 1923 года. Постановку ставили 63 раза. Позже Триодин написал оперу «Степан Разин», ее премьера состоялась в 1925 году, трудился над оперой «Иван Грозный», оставшейся незаконченной из-за смерти автора.
Это лишь самые крупные работы Петра Триодина. А ведь были еще симфонии и увертюры, сюиты и фантазии, песни.
– Петр Николаевич оставил большое наследие, — рассказывает Владимир Глотов. — Но многие его произведения лежат на полках. По разным причинам. В 1938 году Триодин сочинил музыку к пьесе Давыдовского «Кому на Руси жить хорошо». Знаем, что юмористический мюзикл о жизни крестьян был поставлен, но не можем найти никаких его следов.
Уволившись из Военно-санитарного управления, в 1927 году Триодин поехал врачом на Днепрострой. С началом Великой Отечественной войны, пошел добровольцем на фронт. Получив несколько ранений, вернулся в Москву. Ирония судьбы — у врача-эпидемиолога, всю жизнь лечившего людей от заразных болезней, обнаружили туберкулез. От него Триодин скончался в 1950 году.
Возрождение имени Петра Триодина как композитора в Смоленске отмечали торжественно. Русский народный оркестр исполнил «Праздничную увертюру». Свой подарок музею медицинского университета сделал смоленский художник Виктор Баранов. Он откликнулся на просьбу друзей из университета и написал портрет Триодина, используя его последнюю известную фотографию.
– Жизненный опыт — важная вещь, — объясняет член Союзов художников СССР и России Виктор Баранов. — Я хотел изобразить Триодина именно таким человеком: уже многое знавшего и умевшего. Некоторый аскетизм символизирует эпоху военного коммунизма, в которой он творил. Работал я интуитивно, понимая человека, пережившего вместе со страной тяжелые годы, в том числе две войны.
– Хорошо бы найти личное дело Петра Триодина и его первой жены Людмилы Лейсман в Тартуском университете, найти партитуры его произведений, — говорит профессор Владимир Глотов, уже сделавший запросы в Прибалтику. — Хорошо бы связаться с эстонскими коллегами, которые могут помочь сделать запрос в государственный архив! Ведь биография великого человека — это зеркальное отражение истории страны, восстанавливая которую мы создаем истинную картину происходящего, не искаженную волей политических лидеров.
поддержать проект
Подпишитесь на «Русскую Планету» в Яндекс.Новостях
Яндекс.Новости