Общество
Сегодня
Политика
Происшествия
Люди
Экономика
Следствие
Бизнес
Культура
Наука и медицина
Недвижимость
О проекте
Редакция
Контакты
Размещение рекламы
Использование материалов
Поддержать проект
Вопрос-Ответ
Financial Assets
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 – 65733 выдано Роскомнадзором 20.05.2016.
В России признаны экстремистскими и запрещены организации «Национал-большевистская партия», «Свидетели Иеговы», «Армия воли народа», «Русский общенациональный союз», «Движение против нелегальной иммиграции», «Правый сектор», УНА-УНСО, УПА, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Мизантропик дивижн», «Меджлис крымскотатарского народа», движение «Артподготовка», общероссийская политическая партия «Воля». Признаны террористическими и запрещены: «Движение Талибан», «Имарат Кавказ», «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), Джебхад-ан-Нусра, «АУМ Синрике», «Братья-мусульмане», «Аль-Каида в странах исламского Магриба», Общественное движение «Штабы Навального», интернет-издание «Спутник и погром», компания Meta Platforms. Inc.
НКО, выполняющие функции иностранного агента: Некоммерческая организация «Фонд по борьбе с коррупцией», Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей", Автономная некоммерческая организация «Центр по работе с проблемой насилия «НАСИЛИЮ.НЕТ», Программно-целевой Благотворительный Фонд "СВЕЧА", Красноярская региональная общественная организация "Мы против СПИДа", Некоммерческая организация "Фонд защиты прав граждан", Автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг "Акцент", Межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов "Открытый Петербург", Санкт-Петербургский благотворительный фонд "Гуманитарное действие", Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан "Феникс ПЛЮС", Фонд содействия правовому просвещению населения "Лига Избирателей", Некоммерческая Организация Фонд "Правовая инициатива", Некоммерческая организация Фонд "Общественный фонд социального развития "Генезис", Автономная некоммерческая организация информационных и правовых услуг "Гражданская инициатива против экологической преступности", Некоммерческая организация "Фонд борьбы с коррупцией", Пензенский региональный общественный благотворительный фонд "Гражданский Союз", Ингушское республиканское отделение общероссийской общественной организации "Российский Красный Крест", Общественная организация "Саратовский областной еврейский благотворительный Центр "Хасдей Ерушалаим" (Милосердие), Частное учреждение "Центр поддержки и содействия развитию средств массовой информации", Региональная общественная организация содействия соблюдению прав человека "Горячая Линия", Фонд "В защиту прав заключенных", Автономная некоммерческая организация "Институт глобализации и социальных движений", Автономная некоммерческая организация противодействия эпидемии вич/спида и охраны здоровья социально-уязвимых групп населения "Центр социально-информационных инициатив Действие", Челябинское региональное диабетическое общественное движение "ВМЕСТЕ", Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан, Благотворительный фонд помощи осужденным и их семьям, Городской благотворительный фонд "Фонд Тольятти", Свердловский региональный общественный фонд социальных проектов "Новое время", Фонд содействия устойчивому развитию "Серебряная тайга", Фонд содействия развитию массовых коммуникаций и правовому просвещению "Так-Так-Так", Региональная общественная организация содействия просвещению граждан "Информационно-аналитический центр "Сова", Региональная общественная организация помощи женщинам и детям, находящимся в кризисной ситуации "Информационно-методический центр" Анна", Автономная некоммерческая организация социальной поддержки населения "Проект Апрель", Региональный благотворительный фонд "Самарская губерния", Свердловский областной общественный фонд "Эра здоровья", Международная общественная организация "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", Автономная Некоммерческая Организация "Аналитический Центр Юрия Левады", Автономная некоммерческая организация "Издательство "Парк Гагарина", Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова, Благотворительный фонд социально-правовой помощи "Сфера", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности "Уральская правозащитная группа", Челябинский региональный орган общественной самодеятельности - женское общественное объединение "Женщины Евразии", Омская региональная общественная организация "Центр охраны здоровья и социальной защиты "СИБАЛЬТ", Городская общественная организация "Рязанское историко-просветительское и правозащитное общество "Мемориал" (Рязанский Мемориал), Городская общественная организация "Екатеринбургское общество "МЕМОРИАЛ", Автономная некоммерческая организация "Институт прав человека", Некоммерческая организация "Фонд защиты гласности", Региональное общественное учреждение научно-информационный центр "МЕМОРИАЛ", Союз общественных объединений "Российский исследовательский центр по правам человека", Автономная некоммерческая организация "Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства", Общественная организация "Пермский региональный правозащитный центр", Фонд "Гражданское действие", Межрегиональный общественный фонд содействия развитию гражданского общества "ГОЛОС-Урал", Автономная некоммерческая организация "Центр независимых социологических исследований", Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) специалистов "АКАДЕМИЯ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА", Свердловская региональная общественная организация "Сутяжник", Межрегиональная благотворительная общественная организация "Центр развития некоммерческих организаций", "Частное учреждение в Калининграде по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров северных стран", Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и мигрантам "Гражданское содействие", Автономная некоммерческая организация "Центр антикоррупционных исследований и инициатив "Трансперенси Интернешнл-Р", Региональный Фонд "Центр Защиты Прав Средств Массовой Информации", Некоммерческое партнерство "Институт развития прессы - Сибирь", "Частное учреждение в Санкт-Петербурге по административной поддержке реализации программ и проектов Совета Министров Северных Стран", Межрегиональная общественная организация Информационно-просветительский центр "Мемориал", Межрегиональная общественная правозащитная организация "Человек и Закон", Фонд поддержки свободы прессы, Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация "Гражданский контроль", Калининградская региональная общественная организация "Правозащитный центр", Региональная общественная организация "Общественная комиссия по сохранению наследия академика Сахарова", Некоммерческое партнерство "Институт региональной прессы", Частное учреждение "Информационное агентство МЕМО. РУ", Фонд "Институт Развития Свободы Информации", Калининградская региональная общественная организация "Экозащита!-Женсовет", Фонд содействия защите прав и свобод граждан "Общественный вердикт", Межрегиональная общественная организация Правозащитный Центр "Мемориал", Евразийская антимонопольная ассоциация.
Иностранные СМИ, выполняющие функции иностранного агента: "Голос Америки", "Idel.Реалии", Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Телеканал Настоящее Время, Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi), Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC), "Сибирь.Реалии", "Фактограф", "Север.Реалии", Общество с ограниченной ответственностью "Радио Свободная Европа/Радио Свобода", Чешское информационное агентство "MEDIUM-ORIENT", Пономарев Лев Александрович, Савицкая Людмила Алексеевна, Маркелов Сергей Евгеньевич, Камалягин Денис Николаевич, Апахончич Дарья Александровна, Юридическое лицо, зарегистрированное в Латвийской Республике, SIA «Medusa Project» (регистрационный номер 40103797863, дата регистрации 10.06.2014), Общество с ограниченной ответственностью «Первое антикоррупционное СМИ», Юридическое лицо, зарегистрированное в Королевстве Нидерландов, Stichting 2 Oktober (регистрационный номер № 69126968), являющееся администратором доменного имени интернет-ресурса «VTimes.io», Баданин Роман Сергеевич, Гликин Максим Александрович, Маняхин Петр Борисович, Ярош Юлия Петровна, Чуракова Ольга Владимировна, Железнова Мария Михайловна, Лукьянова Юлия Сергеевна, Маетная Елизавета Витальевна, Юридическое лицо «The Insider SIA», зарегистрированное в Риге, Латвийская Республика (дата регистрации 26.06.2015), являющееся администратором доменного имени интернет-издания «The Insider», https://theins.ru, Рубин Михаил Аркадьевич, Гройсман Софья Романовна, Рождественский Илья Дмитриевич, Апухтина Юлия Владимировна, Постернак Алексей Евгеньевич, Общество с ограниченной ответственностью Телеканал Дождь, Петров Степан Юрьевич, Юридическое лицо Istories fonds, зарегистрированное в Латвийской Республике (регистрационный номер 50008295751, дата регистрации 24.02.2020), Шмагун Олеся Валентиновна, Мароховская Алеся Алексеевна, Долинина Ирина Николаевна, Шлейнов Роман Юрьевич, Анин Роман Александрович, Великовский Дмитрий Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «Альтаир 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Ромашки монолит», Общество с ограниченной ответственностью «Главный редактор 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Вега 2021», Общество с ограниченной ответственностью «Важные иноагенты», Каткова Вероника Вячеславовна, Карезина Инна Павловна, Кузьмина Людмила Гавриловна, Костылева Полина Владимировна, Лютов Александр Иванович, Жилкин Владимир Владимирович, Жилинский Владимир Александрович, Тихонов Михаил Сергеевич, Пискунов Сергей Евгеньевич, Ковин Виталий Сергеевич, Кильтау Екатерина Викторовна, Любарев Аркадий Ефимович, Гурман Юрий Альбертович, Грезев Александр Викторович, Важенков Артем Валерьевич, Иванова София Юрьевна, Пигалкин Илья Валерьевич, Петров Алексей Викторович, Егоров Владимир Владимирович, Гусев Андрей Юрьевич, Смирнов Сергей Сергеевич, Верзилов Петр Юрьевич, Общество с ограниченной ответственностью «ЗП», Общество с ограниченной ответственностью «Зона права», Общество с ограниченной ответственностью «ЖУРНАЛИСТ-ИНОСТРАННЫЙ АГЕНТ», Вольтская Татьяна Анатольевна, Клепиковская Екатерина Дмитриевна, Сотников Даниил Владимирович, Захаров Андрей Вячеславович, Симонов Евгений Алексеевич, Сурначева Елизавета Дмитриевна, Соловьева Елена Анатольевна, Арапова Галина Юрьевна, Перл Роман Александрович, Общество с ограниченной ответственностью «МЕМО», Американская компания «Mason G.E.S. Anonymous Foundation» (США), являющаяся владельцем интернет-издания https://mnews.world/, Компания «Stichting Bellingcat», зарегистрированная в Нидерландах (дата регистрации 11.07.2018), Автономная некоммерческая организация по защите прав человека и информированию населения «Якутия – Наше Мнение», Общество с ограниченной ответственностью «Москоу диджитал медиа», Акционерное общество «РС-Балт», Заговора Максим Александрович, Ветошкина Валерия Валерьевна, Павлов Иван Юрьевич, Скворцова Елена Сергеевна, Оленичев Максим Владимирович, Общество с ограниченной ответственностью «Как бы инагент», Кочетков Игорь Викторович, Фонд развития книжной культуры «Иркутский союз библиофилов», Общество с ограниченной ответственностью «Честные выборы», Общество с ограниченной ответственностью «Нобелевский призыв», Еланчик Олег Александрович, Григорьева Алина Александровна, Григорьев Андрей Валерьевич, Гималова Регина Эмилевна, Хисамова Регина Фаритовна.
Лента новостей
Лента новостей
Новости – Общество
Русская планета

«Автопортреты искусственно уводят от проблем»

Фото: Сергей Бобылев / ТАСС

Искусствовед из Смоленска рассказала, как делали селфи 200 лет назад

Александр Молчанов
11 сентября, 2015 13:54
9 мин
Жанр селфи, на котором буквально помешалась чуть ли не половина земного шара, появился пару столетий назад. Тогда вместо смартфонов использовали краски и кисти. Далеко не у всех получалось живописно, но самые удачные варианты вошли в историю. О том, как зарождалась традиция автопортретов, в интервью РП рассказала старший научный сотрудник исторического отдела государственного музея-заповедника Наталья Вострикова.
«Селфи 200 лет назад» — так называется лекция, которая состоится в последний день октября в Художественной галерее Смоленска. Она станет пятым, завершающим занятием в авторском цикле: о мистических тайнах зеркал, о портретах, надежно спрятанных от посторонних глаз, а также об изображениях людей, в которых их совершенно невозможно узнать, ну и о селфи — каким оно было два века назад.
Сама Наталья Константиновна селфи откровенно не жалует. И, судя по скепсису в ее голосе, вполне согласна с теми психологами и психиатрами, которые считают данное увлечение симптомом душевного расстройства. Ведь еще год назад британский врач Дэвид Вил заявил, что селфи часто делают пациенты с дисморфофобией — убежденностью в наличии какого-либо дефекта собственной внешности. Но Наталья Вострикова в медицинские тонкости не углубляется:
– Я знаю, что вопрос повальной популярности селфи сейчас мучает и психологов, и социологов. Столь навязчивое желание смотреть на себя свидетельствует о том, что в обществе что-то не в порядке. Это нехватка нравственного начала, отсутствие в самом себе чего-то очень важного. Человек не чувствует себя самодостаточным. И пытается заполнить пустоту такими вот привычками. Я считаю, что селфи вполне можно сравнить с едой, которой заедают проблемы. А сколько людей уже погибло и пострадало из-за того, что, желая покрасоваться, пытались снять самих себя в каких-то опасных ситуациях?!
– И тем не менее одна из ваших лекций называется «Селфи 200 лет назад»…
– Да, каюсь, я провела эту весьма условную параллель, — нехотя признает Наталья Константиновна. — Ведь в изобразительном искусстве существует такое понятие, как автопортрет, когда художник рисует сам себя. И история знает, что зачастую они вели себя, как современные селфисты. Например, помещали свои автопортреты в какие-то нестандартные контексты. Альберт Дюрер в 28 лет изобразил себя похожим на Христа. Карл Брюллов вписал автопортрет в картину «Последний день Помпеи», перенеся себя в трагическую историю погибшего города. А величайший Микеланджело поместил свой облик в ватиканскую фреску «Страшный суд». Там апостол Варфоломей, с которого по легенде была содрана кожа, находясь у престола Христа, держит ее в руках. И вот как раз эта содранная кожа — и есть автопортрет Микеланджело. Можно вспомнить серию портретов Рембрандта — он изображал себя то в доспехах фантастического рыцаря, то в кабацкой атмосфере — с девушкой, сидящей у него на коленях. Словом, что-то общее у автопортрета и селфи есть, хотя смысл и значение все-таки разные.
– В чем же принципиальное отличие?
– В том, что художники писали себя, как правило, для совершенствования техники, а не из самовлюбленности, хотя было и такое. Кроме того, вы, наверное, слышали древнегреческое изречение — «познай самого себя». Вот автопортреты — это как раз об этом. Так что, некоторые из них можно смело назвать пособием по человеческой душе. Немецкий живописец Альберт Дюрер, например, писал автопортреты с 13 лет, изучая таким способом природу человека.
– Нелегкий, наверное, это труд… Они же писали себя с зеркального отражения?
– Да, конечно. Но у меня в лекциях тема зеркала присутствует не только поэтому. В европейской культуре зеркала наделяли мистическим значением, с ними связаны представления об истинном и ложном, реальном и нереальном, нашем мире и Зазеркалье. Это исключительно западный феномен, на Востоке ничего подобного не было и нет…
Автопортрет. Альберт Дюрер
Автопортрет. Альберт Дюрер
Зеркалу Наталья Вострикова посвятила отдельную лекцию. Еще одну — эволюции портрета как жанра. Это, кстати, тоже история чисто европейская. Портрет прошел путь от абсолютного реализма к нефигуративной живописи, абстракции, стиравшей какое бы то ни было сходство с изображаемыми предметами или людьми. Чего только стоят, к примеру, работы бельгийца Рене Магритта, в которых вместо головы он рисовал то яблоко, то электрическую лампочку. Эти метаморфозы стали результатом научно-технического прогресса и его следствия – расширения границ человеческого сознания…
– Наталья Константиновна, сейчас мы переживаем бум селфи. А был ли в истории период, когда такой же популярностью пользовался портрет?
– Да, это XVIII век — в то время портрет как жанр доминировал в изобразительном искусстве. Но, в отличие от селфи, это не было навязчивым и массовым явлением. Во-первых, столь недешевое удовольствие было доступно далеко не всем. Только состоятельный человек мог позволить себе в течение жизни заказать несколько собственных изображений. Естественно, это не означает, что он бесконечно пытался запечатлеть себя в разнообразных и совершенно невероятных ситуациях. Да и смысл у портрета был иным: как правило, он воспринимался европейцами как побег в вечность. Жизнь бренна, а твое изображение останется на века. Люди заказывали их к каким-то важным событиям — например, к свадьбе. Пересылали родственникам, как сейчас мы делимся своими фотографиями. Были и другие варианты. Один итальянский деятель заказал портрет любовницы, на которой не мог жениться, но очень хотел хранить у себя ее изображение. Художники считались не творцами, а ремесленниками, входили в цех аптекарей и акушеров. Отдельная история — портреты монархов, которых народ должен был знать в лицо. Для этого привлекали портретистов. В XVIII веке при русском дворе была создана специальная структура — канцелярия от строений, которая, в частности, занималась апробацией царских портретов. Эта служба определяла художника, который будет писать правителя, потом, если тот утверждал работу, ее отдавали для тиражирования, а оригинал оставляли во дворце. Так что, начиная с этого времени портреты царей и императоров находились в любом присутственном месте: от суда до чиновничьего кабинета — все, как в наши времена.
На этих словах мне вдруг вспомнились портреты Анны Австрийской, королевы Франции, которую перо Александра Дюма наделило сиятельным романтическим ореолом. А художники, в том числе и знаменитый Рубенс, запечатлели женщину неброской внешности — круглолицую, пышнощекую, с выдающимся носом и глазами навыкат.
Портрет Екатерины Второй. Александр Рослин
Портрет Екатерины Второй. Александр Рослин
– У Рубенса было типичное для его эпохи представление об идеале красоты, — рассмеялась собеседница. — С тех пор они неоднократно менялись. И по тем временам Анна Австрийская изображена как довольно привлекательная дама. Что касается в целом портретов, на которых мы видим некрасивых людей, то это дань философии, возникшей еще в XV веке. Некрасивость — часть Божьего мира, и тем она ценна сама по себе. Такая точка зрения получила отражение в искусстве — в том числе, в портретной живописи. А вот руководства для художников XVIII века уже говорят, что, если у модели нос кривоват, то его и поправить можно. Но царствующие особы не боялись своей некрасивости. Если портрет их не устраивал, они его просто прятали. Екатерина Вторая была довольно капризна. В частности, она была недовольна работой художника Александра Рослина, сказав, что он ее изобразил похожей на шведскую кухарку. Но при этом приняла, например, портрет Федора Рокотова, хотя не скажешь, что она там идеально красива. У меня есть лекция, которая называется «Слишком много правды» — эта фраза, которую сказал папа Иннокентий X про портрет, написанный Диего Веласкесом. Он был выкуплен, но спрятан от посторонних глаз.
– А сегодня, в эпоху селфи, портрет все еще жив?
– Заказчики готовы за него платить, то есть, финансовая составляющая по-прежнему существует, так же, как и интерес художников к этому жанру. Диапазон работ большой — от коммерческих, какие пишет, например, Никос Сафронов, до ярких образных работ множества других мастеров. Но портрет вышел из употребления в домашнем интерьере, неотъемлемой частью которого был долгое время. Его заменила фотография. И это трудная тема…
Говорить о живописи и ее виртуозах Наталья Вострикова готова столь же бесконечно, сколь и образно, красочно и увлекательно. Такими же будут и ее лекции, первая из которых состоится 3 октября в Художественной галерее.
Поделиться
ТЕГИ
поддержать проект
Для поднятия хорошего настроения, вы можете угостить наших редакторов чашечкой кофе
Маленькая чашка кофе
cup
200 ₽
Средняя чашка кофе
cup
300 ₽
Большая чашка кофе
cup
500 ₽
Большая чашка кофе и что-то вкусное
cup
900 ₽
Нажимая на кнопку «Поддержать», я принимаю пользовательское соглашение, политику конфиденциальности и подтверждаю свое гражданство РФ
Кто может поддержать проект?
Поддержать проект могут только граждане России. Поддержка осуществляется только в рублях. В соответствии с требованием закона.
Лень сёрфить новости? Подпишись и БУДЬ В КУРСЕ