Восстановить историю по нотам
П. Н. Триодин работает над партитурой оперы «Иван Грозный». Фото: из архива Владимира Глотова

П. Н. Триодин работает над партитурой оперы «Иван Грозный». Фото: из архива Владимира Глотова

Как профессор Смоленского медуниверситета восстанавливает культурные связи с Эстонией, исследуя биографию врача и композитора Петра Триодина

Имя Петра Триодина широкой публике стало известно недавно. Врач-эпидемиолог, стоявший у истоков создания медицинского университета в Смоленске, оказался талантливым композитором и автором первой советской оперы — «Князь Серебряный». Его песни у всех на слуху, но биография пока полна загадок и тайн, которые еще только предстоит открыть.

«Непролетарское» прошлое

– На имя Триодина как композитора я наткнулся, восстанавливая историю кафедры анатомии медицинского университета, — рассказывает профессор кафедры Владимир Глотов, посвятивший несколько лет сбору биографии и восстановлении имени коллеги. — Оказалось, его песни широко представлены в репертуаре Людмилы Зыкиной, исполнял песни доктора и его друг Сергей Лемешев. А сюиту «Картины из русских сказок» до сих пор исполняет президентский оркестр!

Что до первой советской оперы, написанной Триодиным в 20-е годы XX столетия, то увертюру под названием «Ах, ты, степь широкая» знает, пожалуй, не одной поколение россиян. Только авторство почти семь десятков лет приписывалось народу.

По одной из версий, в незаслуженное забытье имя талантливого композитора попало из-за его происхождения: Петр Триодин родился в марте 1888 года в семье священника. «Непролетарская» биография вполне могла поставить крест на всех его достижениях, но оказалось невозможным вычеркнуть его из истории советской эпохи как медика, боровшегося с бушевавшими в ту пору инфекциями.

Впрочем, и в семье Петр Триодин не нашел понимания. Его мать — дочь священника Мария Ивановна в девичестве Заркевич — хорошо владела игрой на пианино и с детства обучила сына музыкальной грамоте. В девять лет мальчик сочинил музыку к стихотворению Пушкина «Эхо», а «для себя» писал песни, романсы пьесы для фортепиано.

Окончив гимназию, Триодин поступил в Петербургский университет на биологическое отделение. Но параллельно брал уроки музыки у известных педагогов, а в 1907 году стал учиться композиции у профессора Петербургской консерватории, знаменитого композитора Александра Глазунова, чем вызывал большое недовольство своего отца.

Николаю Васильевичу увлечение сына не нравилось. Он и так переживал, что его дочь Александра вопреки его воле стала артисткой и выступала на сцене под псевдонимом Смоленская. В те времена такие поступки осуждались, да и отец считал занятие дочери далеко не профессией.

У Петра было пять братьев и четыре сестры. Кроме его самого и Александры, позже музыкой увлекся и младший брат Константин, выступления которого сохранились в архиве эстонского радио 1927-1939 годов. А тогда, видя, как сын посвящает себя музыке, отец разругался с ним, из-за чего Петр бросил университет на IV курсе и перебрался в Юрьев — сейчас Тарту.

– Только сейчас мы начали разрабатывать эстонский период жизни Триодина, — рассказывает доктор медицинских наук Владимир Глотов. — Известно, что он поступил на медицинский факультет местного университета, где создал симфонический оркестр и студенческий хор. В Юрьеве 10 мая 1910 года и состоялся его дебют, как композитора, когда оркестр театра «Вайнемуйне» сыграл его 1-ю симфонию F-dur (Фа-мажор).

В поисках неизвестных страниц биографии коллеги и композитора Владимир Глотов делал запросы в архивы, искал нужную информацию на специализированных форумах в интернете, пока в начале этого года ему несказанно повезло. Профессору прислала письмо по электронной почте дальняя родственница Петра Триодина Елена Артемова.

– У Марии Заркевич, матери Петра Триодина, была сестра Ольга, которая была замужем за моим прадедом, протоиереем Полкановым, — объясняет сотрудница Геофизической службы РАН Елена Артемова. — Пока я собирала сведения о прадеде, появилось много информации по Триодиным. Когда увидела исследования Владимира Глотова, поделилась с ним своим материалом. Могу сказать, что наши сведения оказались друг для друга бесценными.

Так, в исследовании смоленского профессора Владимира Глотова появились заметки из эстонских газет о выступлении оркестра Петра Триодина, а также записи из метрической книги о бракосочетании его родителей.

«Вы услышите русскость»

Новые сведения из биографии врача и композитора добавили не столько подробностей в биографию забытого русского деятеля, сколько тайн и вопросов.

– Выяснилось, что Петр Триодин, будучи студентом Юрьевского университета, в 1911 году женился на студентке этого же университета, дочери священника Людмиле Лейсман, — рассказывает профессор Владимир Глотов.

И вот тут в биографии автора первой советской оперы начинается самое интересное. По одной из версий, он мог состоять в студенческом революционном кружке. Иначе, как объяснить его участие в политической демонстрации против расстрела ленских рабочих, а позже — такую веру в светлое будущее зарождающейся советской России, в честь которой он создавал свои гимны. В 1912 году Триодин получает диплом врача и его сразу отправляют в ссылку в Вологодскую губернию. Молодая жена с ним не едет. И разрывает отношения так, что Петр Триодин навсегда теряет с ней связь.

Врач-эпидемиолог, кандидат медицинских наук П. Н. Триодин, ок. 1941 г. Фото: из архива Владимира Глотова

Врач-эпидемиолог, кандидат медицинских наук П. Н. Триодин, ок. 1941 г. Фото: из архива Владимира Глотова

– Из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны все присужденные ему три года ссылки в селе Бакшеево он не провел, — говорит Глотов. — Кстати, даже в этой глуши Триодин занимался творчеством, записывал народные песни, которые в его обработке много позже пели известные советские исполнители.

Петра Триодина призывают на фронт. Он попадает в госпиталь, где одновременно продолжает заниматься научной работой и публикуется в санкт-петербургском еженедельнике «Русский врач». Там же, на фронте, встречает будущую вторую жену — сестру милосердия Ольгу Гурко-Ромейко. Она становится для него не просто женой, а соратником, другом, коллегой, готовой во всем поддержать супруга. При этом врач и не подозревает, что стал двоеженцем: о бывшей жене узнать ничего невозможно. Сказались терзавшие Прибалтику политические раздоры.

– О Людмиле Лейсман известно, что развод она оформила в 1931 году, — рассказывает Елена Артемова. — Вышла замуж за микробиолога Карла Шлоссмана. В 1944 году перебрались в Швецию. Умерла в 1976 году, а не намного раньше, чем и объяснялся до этого второй брак Триодина.

В 1919 году Триодин с новой супругой Ольгой Гурко-Ромейко приехал в Смоленск, поселившись в усадьбе Рай. Она принадлежала отцу Ольги. Сейчас здесь сохранились лишь Казанская церковь да старинные надгробия. Отсюда до Смоленска всего 6 км.

Триодин устроился в университет, где участвовал в создании медицинского факультета и Анатомического института — грамотные врачи были востребованы. Здесь же он начинает вдохновенно работать над созданием музыки.

Одним из экспонатов музея медицинского университета является афиша его оперы, которая впервые прозвучала в Оперном театре Смоленска — детище Триодина — 6 марта 1922 года. В тот день состоялась премьера «Князя Серебряного».

– Великолепный композитор, до мозга костей русский, — рассказывает певец  и композитор, заслуженный деятель искусств России Николай Писаренко. — Русские сейчас не в моде, много всякой «шелупони», которая наводит муть в русской культуре. Но вы посмотрите фильм «Академик Иван Павлов», послушайте мелодии, написанные к нему Триодиным! И вы услышите в них ту русскость, которая идет к нам еще от Глинки.

Кроме упомянутого Оперного театра Триодин принимал участие в создании в Смоленске симфонического оркестра. Играл в нем на фаготе. Позже и театр, и оркестр ушли в небытие.

После успеха в Смоленске Триодины отправились покорять столицу. Там «Князь Серебряный» был показан 7 декабря 1923 года. Постановку ставили 63 раза. Позже Триодин написал оперу «Степан Разин», ее премьера состоялась в 1925 году, трудился над оперой «Иван Грозный», оставшейся незаконченной из-за смерти автора.

Это лишь самые крупные работы Петра Триодина. А ведь были еще симфонии и увертюры, сюиты и фантазии, песни.

– Петр Николаевич оставил большое наследие, — рассказывает Владимир Глотов. — Но многие его произведения лежат на полках. По разным причинам. В 1938 году Триодин сочинил музыку к пьесе Давыдовского «Кому на Руси жить хорошо». Знаем, что юмористический мюзикл о жизни крестьян был поставлен, но не можем найти никаких его следов.

Уволившись из Военно-санитарного управления, в 1927 году Триодин поехал врачом на Днепрострой. С началом Великой Отечественной войны, пошел добровольцем на фронт. Получив несколько ранений, вернулся в Москву. Ирония судьбы — у врача-эпидемиолога, всю жизнь лечившего людей от заразных болезней, обнаружили туберкулез. От него Триодин скончался в 1950 году.

Хороший повод

Возрождение имени Петра Триодина как композитора в Смоленске отмечали торжественно. Русский народный оркестр исполнил «Праздничную увертюру». Свой подарок музею медицинского университета сделал смоленский художник Виктор Баранов. Он откликнулся на просьбу друзей из университета и написал портрет Триодина, используя его последнюю известную фотографию.

– Жизненный опыт — важная вещь, — объясняет член Союзов художников СССР и России Виктор Баранов. — Я хотел изобразить Триодина именно таким человеком: уже многое знавшего и умевшего. Некоторый аскетизм символизирует эпоху военного коммунизма, в которой он творил. Работал я интуитивно, понимая человека, пережившего вместе со страной тяжелые годы, в том числе две войны.

– Хорошо бы найти личное дело Петра Триодина и его первой жены Людмилы Лейсман в Тартуском университете, найти партитуры его произведений, — говорит профессор Владимир Глотов, уже сделавший запросы в Прибалтику. — Хорошо бы связаться с эстонскими коллегами, которые могут помочь сделать запрос в государственный архив! Ведь биография великого человека — это зеркальное отражение истории страны, восстанавливая которую мы создаем истинную картину происходящего, не искаженную волей политических лидеров.

Коммунальные услуги в Смоленске — подорожание или миф Далее в рубрике Коммунальные услуги в Смоленске — подорожание или мифОплата коммунальных услуг в Смоленске на 2016 год — изменения и нововведения Читайте в рубрике «Титульная страница» Сдали своегоРоссия депортировала одессита, спасшегося из Дома профсоюзов. Теперь ему грозит тюрьма Сдали своего

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Дискуссии без купюр.
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в обсуждениях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»