«Ребенка поколбасит, и он стабилизируется»
Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян

Фото ИТАР-ТАСС/ Артем Геодакян

Смоленские родители чаще стали отправлять своих детей к психотерапевту

Психотерапевты смоленских медицинских учреждений и частных центров единодушно говорят: современные родители озабочены развитием своего ребенка, особенно в интеллектуальном плане. Количество семей, обращающихся к специалистам этого профиля, растет из года в год. При этом статистика случаев психических нарушений у детей для большинства жителей города остается неизвестной.

– Официальной статистики по заболеваемости в Смоленской области нет в общедоступных источниках, — говорит заведующая специализированным лечебно-консультативным Центром охраны здоровья детей ОГБУЗ «Смоленского областного психоневрологического клинического диспансера», врач-психиатр, психотерапевт Ольга Лизенкова. — Специалисты Центра охраны здоровья детей стараются обнародовать статистическую информацию на конференциях и совещаниях.

По словам Лизенковой о статистических показателях активно говорили в 90-е годы, когда центр был только открыт. В это время общество «лихорадило», поэтому отмечался рост психической патологии, в том числе и у детей. За последние же годы наблюдались как подъемы, так и спады заболеваемости.

– Мы отдельно считаем детей до 14 лет и отдельно подростков. И здесь последние 3-4 года происходят разные демографические процессы: если количество детского населения до 14 лет дает прирост, то количество подросткового населения дает наоборот спад, — рассказывает заведующая Центром охраны здоровья детей. — С 2011 до 2013 года у детей общей заболеваемости — тех, кто уже наблюдаются в учреждении, — отмечается некоторое снижение. В первичной заболеваемости — это те дети, которые выявлены в текущем году, — тоже достаточно явное снижение, даже на 40%. В 2011 году заболеваемость была 600 случаев на 100 тысяч человек, в 2013 году — 313. У подростков наблюдаем небольшой рост и общей, и первичной заболеваемости — на 24%.

Показатели заболеваемости психическими расстройствами во многом зависят от социально-экономического состояния общества на момент рождения ребенка. Этим и объясняется небольшой рост отклонений среди современных подростков.

– В структуре же заболеваемости по статистике, — говорит Лизенкова, — непсихотические психические расстройства, то есть неврозы, поведенческие, эмоциональные расстройства составляют где-то 87%, на втором месте умственная отсталость различной степени выраженности — 9% и всего 4% — психозы, когда ребенок становится пациентом психиатра и подлежит диспансерному наблюдению.

Особенно часто психотерапевты сталкиваются с проблемой адаптации у детей — трудностью приспособления к условиях пребывания в образовательных учреждениях, к темпу жизни, к эмоциональным нагрузкам, отношениям между родителями и так далее.

– Трудность приспособления к изменяющимся условиям жизни является естественной у детей — их организм несовершенен. Дети с психической патологией встречались во все времена существования человечества — отмечает врач-психотерапевт специализированного лечебно-консультативного Центра охраны здоровья детей и частно практикующий психотерапевт Марина Новикова, — но масштабность проявлений расстройств адаптации у детей зависит напрямую от того, какова сила и частота перегружающих ребенка стимулов внешней среды, какова степень защиты заботящихся взрослых о ребёнке . 

Детская нервная система развивается постепенно и приспособление к высокому темпу современной жизни у ребенка идет не быстро. Дети находятся в постоянном потоке информации. И мозг ребенка постоянно перерабатывает большое количество внешних данных.

– Родители стараются подготовить ребенка к этому миру как можно раньше, но с другой стороны, они не знают, насколько ребенок может выдержать эту стимуляцию. Семья ставит перед ребенком задачи научения, и очень рано активно начинают стимулировать интеллектуальные навыки, но не всегда учитывают особенности ребенка, — говорит Новикова. — Например, насколько дети устают, родители замечают только тогда, когда «звоночки прозвенят» и здоровье ребенка становится не в порядке.

Нарушение адаптации детей, по словам психотерапевта, может проявляться в трех разных сферах. Первая — собственное тело и показатели его здоровья, то есть аппетит, сон, активность, бодрость, эмоции. Следующая сфера касается социальных успехов: освоение возрастных навыков, учебного процесса, поведение в обществе и так далее. Последняя — затруднения в отношениях с самыми близкими людьми или с людьми из ближайшего социального пространства.

– В рамках диагноза, который ставит врач, это классифицируется либо как невроз, либо как серьезное психическое расстройство. Самый распространённый диагноз в моей практике — расстройство адаптации с нарушением поведения и эмоций. И сейчас очевидно больше расстройств, связанных с социальным взаимодействием, — заключает Новикова.

Взросление детей идет парадоксально: есть сферы, где они очень обгоняют свой возраст, а есть, где остаются очень незрелыми. Эта диспропорция развития очень выражена у современного ребенка.

– Существует такое понятие, как «дисгармоническое развитие». И если раньше мы говорили об этом как о некой особенности отдельных детей, как о варианте нарушения развития, то сегодня говорим как о явлении или тенденции, — говорит кандидат медицинских наук, доцент кафедры общей психологии СмолГУ, врач-психотерапевт, Ирина Машкова.

Растет количество минимальных нарушений в детском развитии, выявление которых чаще всего связывается с началом раннего развития ребенка.

– Поскольку детей сейчас рано отдают на всякие развивающие занятия, — говорит Лизенкова, — мы отмечаем, например, в категории детей от 3 до 5 лет, действительный рост обращений по поводу нарушения речевого развития при нормальном развитии интеллекта.

Массовые посещения врачей начинаются, когда ребенок, достигающий возраста 5-6 лет, проходит подготовку к школе. Многие из них не выдерживают нагрузки и детский организм дает сбой.

– Самая распространённая причина обращений родителей к нам, — поведенческие нарушения, — отмечает Ольга Лизенкова. — Дети могут брать программу, но при этом у них не хватает сил на самоконтроль поведения и интеллектуального развития. У определенного процента детей начинается дисгармония в интеллектуальном, моторном, эмоциональном развитии.

Растет заболеваемость и по отдельным категориям расстройств.

– Ко мне очень много приходит детей с расстройствами аутистического спектра, — рассказывает Машкова. — У них наблюдаются трудности в общении, трудности в восприятии сигналов внешнего мира и проблемные реакции на эти внешние сигналы. Они определяют специфику поведения ребенка в новых условиях, в условиях детского коллектива. Расстройства аутистического спектра — это заболевания, которые по проявлениям чем-то напоминают аутизм.

По статистике за последние 3-4 года диагноз «аутизм» стали ставить чаще.

– Я думаю, что таких детей стало рождаться больше, — делится заведующая Центром охраны здоровья детей. — И, например, японцы, проведя у себя исследование феномена увеличения числа аутистов, заявили, что это из-за современных технологий — мы выхаживаем детей с пятисотграммовой массой тела. Раньше таких детей не выхаживали… Поэтому отмечаются рост таких паталогий как расстройства аутистического сектора. Но это всего лишь предположение.

Работая с подростками, наиболее часто психотерапевты сталкиваются с проблемой преждевременной сексуализации.

– Родителям надо быть особенно бдительными, когда ребенок достигает возраста 12 лет, — говорит Машкова. — Сейчас я имею очень много случаев, когда раннее сексуальное поведение девушек приводит к разбалансированию вообще психического развития. Потому что сексуально-эротическая сфера — это мощная сфера, если она активизирована, то начнет требовать свое. Зачастую девочки не в силах справиться с возникающей эмоциональной сумятицей. И возникают очень грубые психические реакции: самоповреждающее поведение, психические срывы с признаками психоза, деструктивная деятельность, которая может привести к различным зависимостям, например, от компьютера, психоактивных веществ и так далее.

Основным фактором сдерживания раннего сексуального поведения у подростков Ирина считает прежде всего запреты родителей.

– Родителям нужно говорить, не думая, будут они услышаны в этом вопросе или нет, потому что я чаще всего сталкиваюсь с тем, что либо это тема замалчивается, либо она звучит как легализация такой возможности, — настаивает врач.

Психотерапевтов сейчас посещают практически все возрастные категории детей. К ним обращаются люди и из не самых благополучных экономически слоев населения, так и достаточно благополучные семьи.

– Ребенок — это очень чуткий индикатор всей семейной системы, — говорит Ольга Лизенкова. — И если он дает какой-то срыв, то, возможно, дело в семье. Если же это явные проблемы в развитии, стоит показать ребенка специалисту. Мы объясняем родителю, какие темпы развития у его ребеночка, какие условия надо создавать и какие требования предъявлять, чтобы он не дал вторичный невроз на фоне непосильных для него родительских требований. Это не значит, что мы всех вытягиваем на норму, боже упаси, у каждого свой темп развития и излишняя стимуляция не всегда полезна.

Поскольку в детском возрасте любые отклонения более распространены, Ольга Лизенкова напоминает родителям:

– По данным экспертных исследований Всемирной организации здравоохранения, исходя из нашей двадцатилетней практики, большинство, то есть 75-80%, детских отклонений со временем выходят на норму. Ребенка поколбасит, поколбасит и он стабилизируется в своем развитии: станет нормальным, адаптированным человеком. 20-25% переходят от детского к подростковому психиатру. И только половина от них уходят ко взрослому и нуждаются в дальнейшем сопровождении врача психиатра. А в большинстве своем все детские отклонения уходят.

На ходу Далее в рубрике На ходуКак устроена работа трамвайного депо в Смоленске Читайте в рубрике «Титульная страница» «Кто там сверлит?!»Космическая общественность и СМИ активно обсуждают попытку неизвестного астронавта досрочно вернуться домой с помощью электродрели «Кто там сверлит?!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Расширяйте круг интересов!
Мы пишем об истории, обороне, науке и многом другом. Подписывайтесь на «Русскую планету» в соцсетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»