«Нормальный русский гений»
Рязанов обещал вернуться в Смоленск, но по состоянию здоровья это не удалось осуществить. Фото: Алексей Слинченков

Рязанов обещал вернуться в Смоленск, но по состоянию здоровья это не удалось осуществить. Фото: Алексей Слинченков

Каким смоляне запомнили Эльдара Рязанова и какие тайны раскрыл зрителю мэтр советского кино

В 2008 году кинорежиссер Эльдар Рязанов побывал в Смоленске на самом первом фестивале актеров и кинорежиссеров «Золотой Феникс». Артист привез свой фильм «Андерсен. Жизнь без любви», который так и не попал на большой экран, открыл свою звезду на Аллее звезд и больше трех часов общался со зрителями. «Русская планета» узнала, каким увидели смоляне великого российского кинорежиссера.

«Страны нет, а артист есть»

– Эльдар Александрович приехал всего на два дня вместе с женой Эммой, — рассказывает организатор фестиваля и директор кинотеатра «Современник» Алексей Слинченков. — Меня поразило, как он готовился к встрече со зрителем. Рязанов приехал в зал за два часа до начала своего творческого вечера, тщательно проверял свет, звук, проекцию. Человек открытый, добрый, располагающий к себе, на площадке действовал четко, требовательно. Для нас одной из важных церемоний было открытие звезды Эльдару Рязанову на аллее возле кинотеатра. Он знал об этом, но на церемонии был настолько растроган, настолько счастлив, говорил: «Ну вот, теперь и в Смоленске навсегда останется частичка моей души!» Мы, организаторы, бегали, суетились, был большой концерт в честь открытия звезды. И вдруг во время поздравлений я услышал слова кого-то из коллег Рязанова: «Нормальный русский гений». Точнее об Эльдаре Александровиче и не скажешь.

В Смоленске Рязанов пробыл два дня. Первый день посвятил любимому зрителю — его творческий вечер шел более трех часов. На второй день побывал на обзорной экскурсии по городу, дал небольшую пресс-конференцию и уехал домой.

– Помню, под каким сильным впечатлением он был от Смоленска и его жителей, — говорит Алексей Слинченков. — Он сказал, что поражен вниманием смолян, впечатлен нашим городом с невероятно тяжелой и трагической историей и такими сердечными людьми. Это правда: Рязанова останавливали на каждом шагу, каждый хотел выразить ему свое восхищение. И Эльдар Александрович не жалел на эти встречи времени.

Ольга Гордеева — одна из тех жителей Смоленска, кому посчастливилось попасть на творческий вечер.

– Зал был просто битком, — вспоминает смолянка. — Ну, думаем, все, слышно ничего не будет. Но стоило Рязанову заговорить, как установилась такая тишина, что слышно было каждый вздох. Люди плакали, когда он стал читать свои стихи о трамвае, несущемся в бессмертие, о самом себе… Он много подтрунивал над собой, много рассказывал таких откровенных вещей, словно мы для него — самые близкие люди. Помню, ему задали вопрос, почему он решил стать режиссером, ведь актерам достаются почет, слава, деньги. И тогда Рязанов рассказал анекдот про двух попугаев. В зоомагазине клиенты увидели красивого цветастого попугая, он поет, танцует, разговаривает. А рядом сидит серый, невзрачный, нахохлившийся попугай, но стоит в два раза дороже. Покупатели спрашивают: «А этот что умеет?» — «Ничего!» — «А почему он так дорого стоит?!» — «А он художественный руководитель того, поющего». А когда Эльдара Александровича представили как народного артиста СССР, он так совсем по-мальчишески хихикнул: «Страны нет, а артист есть!» Атмосфера в зале стояла потрясающая…

«Это был античеловеческий строй»

Откровения, которыми делился Рязанов со смолянами, были просто невероятными.

– Чувствовалась обида режиссера на советский режим, — рассказывает житель Смоленска Сергей Григорьев. — Его снисходительное презрение к нынешним олигархам, которые вкладываются в новые яхты и авто, но совершенно равнодушны к меценатству, когда он говорил о том, какую цепь унижений приходится сейчас пережить, чтобы добыть денег на съемку фильма. Он рассказывал: «приходишь в очередной банк, чашка чая, хозяин говорит, мол, я воспитывался на ваших фильмах. Потом я получаю отказ, и думаю: какие же дерьмовые фильмы я снимал, если на них выросло такое чудовищное поколение?! Они думают, что поедут сразу на трех машинах, будут жить одновременно в пяти домах, и не понимают, что в истории остался только Третьяков и еще пара меценатов»...

Присутствовавшие на творческом вечере смоляне вспоминают, Рязанов много рассказывал таких откровенных вещей, словно мы для него — самые близкие люди. Фото: Алексей Слинченков

Присутствовавшие на творческом вечере смоляне вспоминают, Рязанов много рассказывал таких откровенных вещей, словно мы для него — самые близкие люди. Фото: Алексей Слинченков

Со смолянами Рязанов говорил обо всем: о своем отношении к службе в армии, о том, почему не снимает фильмов о войне, как в фильм «Ирония судьбы» попали стихи запрещенных авторов и какую тайну хранит «Гусарская баллада», о цензуре, которую пришлось пройти фильмам «О бедном гусаре замолвите слово» и «Гараж».

– Страшно сказать, как над нами издевались, пока мы с Григорием Гориным снимали фильм «О бедном гусаре замолвите слово», — рассказывал Рязанов на встрече со зрителями, видеозапись с которой предоставил РП Алексей Слинченков. — Ведь они поняли, что мы снимаем не про николаевскую эпоху, а про Лубянку, провокации, доносы. Нам приходилось идти на компромисс, править реплики по указанию КГБ, что ослабляло гражданскую позицию фильму. Мы утешали себя: нужно пожертвовать частным, чтобы спасти общее, но это было омерзительно. Самой «блестящей» поправкой стало указание коммунистов о том, что мы очернили 3-е отделение. У нас в фильме было 3-е отделение Бенкендорфа, но имелось в виду другое. И нам пришлось делать Мерзляева тайным советником, графом.

По словам Рязанова, именно поэтому он и снимал добрые картины:

– Строй был античеловеческий. А я вообще чту заповеди, по которым жил Христос — был он там, не был. Это самые главные постулаты, по которым должен жить человек.

«Картину про Андерсена помог снять Путин»

С собой в Смоленск Эльдар Рязанов привез картину «Андерсен. Жизнь без любви». На большие экраны «благодаря» кинопродюсерам фильм так и не вышел, о чем Рязанов с горечью рассказывал зрителям. Фильм, занявший призовые места на трех престижных кинофестивалях, продюсеры признали не «кассовым» и даже не потратились на его рекламу. Рязанов без сожаления называл их мерзавцами и обманщиками, он был оскорблен невероятно. Тем более, что рождению фильма предшествовала не менее удивительная история, чем сказки самого Андерсена.

– На эту историю мы с Эмилем Брагинским наткнулись еще в середине 80-х, — вспоминал Эльдар Александрович. — Она нас потрясла и мы подумали, что хорошо бы снять фильм. Когда мне было 75 лет, меня пригласил к себе президент Владимир Путин. И во время беседы спросил, какие у меня творческие планы. Ну я же не могу сказать президенту, что у меня уже никаких планов, да и кинематограф я уже как бы в гробу видал! И тут я вспомнил об Андерсене и говорю: «Вообще-то у меня есть один творческий замысел!» Рассказал, Путин отвечает: «Это очень интересно! А дорого будет стоить?» Я на ходу соображаю, понимаю, что съемки будут за границей, костюмы и прочее и от себя бабахнул: «Миллионов двадцать пять долларов». Путин в лице изменился, да, говорит, сумма большая, но мы вам поможем, а не хватит — у олигархов займем.

О разговоре с Путиным узнал продюсер Рязанова, на которого это произвело большое впечатление: ничего себе — поддержка президента! Рязанову достали нужные книги, он пригласил в соавторы Ираклия Квирикадзе, вскоре сценарий был написан.

– А дальше что? Вот он лежит мертвым грузом, а я уже затратил на него силы, эмоции, время, — говорил Рязанов. — Я прекрасно понимал, что наша беседа с президентом нигде не записана, указа нет, и кто такой я. Но я написал письмо Владимиру Путину, приложил сценарий. Продублировал письмо и Дмитрию Медведеву. Через некоторое время мне позвонил сам Дмитрий Анатольевич. Сказал, что мне позвонят из «Газпрома» и дадут ровно половину суммы. Другую половину мне пообещал бизнесмен, которого я нашел сам. Но он попал в аварию, лежал в коме, разорился, все его хозяйство растащили. Я колебался, но продолжал делать фильм. Прошло четыре месяца мрака и жути, пока бизнесмен не сообщил мне, что недостающие деньги дает банк. В итоге я эту картину снял и выяснил, что она никому не нужна. В прокате картина была провалена, по телевидению ее два раза показал Эрнст, за что я ему благодарен. И теперь я вожу эту картину на все фестивали, чтобы она дошла до массового зрителя.

Рязанов обещал обязательно вернуться в Смоленск. На фестиваль, посвященный юбилею фильма с невероятной удивительной историей «Гусарская баллада». Это должно было случиться в 2012 году. Но уже тогда по состоянию здоровья мэтр не смог выехать за пределы Москвы и к любимому зрителю со словами благодарности обратился с экрана. Пообещав, что все остальное за него скажут его картины. 

Читайте в рубрике «Титульная страница» Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говоритьКак ведут себя средства массовой информации России в преддверие нового закона? Пропаганда пенсионной реформы, или о чем нельзя говорить

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»