«Ребенок присмотрен, прикормлен, уроки сделаны — рай для родителей»
Зданий Православной гимназии, где учатся младшеклассники. Фото: Екатерина Русилова

Зданий Православной гимназии, где учатся младшеклассники. Фото: Екатерина Русилова

Кто и почему учится в православной гимназии Смоленска

Православная гимназия существует в Смоленске уже 22 года. Конкурс на одно место в этом учебном заведении всегда большой: от 3 до 7 человек. А результаты ЕГЭ по различным предметам у гимназистов составляют от 70 до 100 баллов. Корреспондент «РП» попыталась узнать, кто учится в православной гимназии и почему смоляне стремятся отдать своих детей в негосударственное образовательное учреждение.

В православной гимназии начальная и средняя старшая школы занимают разные здания.

Младшая школа

Православная гимназия для младшей школы находится в церкви Смоленской иконы Божией Матери. С одной стороны гимназии окна смотрят на Днепр и стоящую на противоположном берегу старшую школу. С другой — на подножие Соборного холма, на котором расположен Успенский собор. По бокам гимназии — смоленская крепостная стена.

На входе охранник. В гимназии тихо — идут уроки.

– Сейчас у нас 119 детей, — говорит Светлана Ростова, замдиректора православной гимназии в начальной школе. — В каждой параллели у нас два класса. Классы небольшие, в среднем мы можем набрать 16 человек.

Светлана отмечает, что такой набор объясняется нехваткой учебных площадей.

Фото: Екатерина Русилова

Про поступление детей в гимназию рассказывает обстоятельно.

– Собеседование с детьми проводятся. Отбор осуществляется по уровню их интеллекта. Проходят собеседование и родители, потому что все-таки у нас конфессиональная школа и нам важно знать, какие критерии важны для родителей, почему они пришли к нам, в православную гимназию. Детей мы воцерковляем. Это не значит, что мы тут фанатично детей заставляем молиться с утра до вечера, ни в коем случае. Но у нас особый уклад жизни. И задача, чтобы ребенок хотел пойти в церковь.

Родители мотивируют свой выбор православного гимназического образования по-разному. Для одних важна дисциплина, которая характерна для учеников гимназии.

– Как наш духовник говорит: послушание превыше поста и молитвы. Это наш девиз. Чтобы слушались и учителей, и обязательно родителей, — уточняет Светлана.

Других прельщает уровень образования, который обеспечивает педагогический коллектив учебного заведения.

Занятия начинаются с утренней молитвы в небольшом зале в 8:15. Потом дети расходятся по классам. В гимназии работают по развивающей системе Занкова. В каждом классе есть учитель и воспитатель. Первые классы занимаются до часа дня, остальные — до двух. Потом — обед и часовая прогулка по набережной. Во второй половине дня помимо обязательного по учебным планам урока по основам православной культуры проводятся занятия по индивидуальным планам. Идет кружковая и внеклассная работа, ученики выполняют свои домашние задания. Родители могут забрать ребенка сразу после уроков или в конце своего рабочего дня.

– Пока дети маленькие, воспитатель контролирует их, проверяет домашние задания, — рассказывает Светлана. — Чтобы к пятому классу их подготовить самостоятельно выполнять домашнее здание, уже в третьем классе мы проверяем только черновики. В четвертом классе мы только организуем самоподготовку и дети уже сами должны решить, что они будут делать в первую очередь, а что потом. Ребенок у нас находится до шести вечера. Они даже портфели не уносят домой. У нас стопроцентное посещение группы продленного дня.

Фото: Екатерина Русилова

Из начальной школы ученики уходят редко.

– У нас если уходят, то по каким-то серьезным причинам: семья переезжает или родители почувствовали, что ребенку тяжело здесь учиться. Действительно с нашими требованиями сложно, и родителям прежде всего. И работаем мы с родителями очень активно: что-то у ребенка не получается, мы сразу к родителям, — говорит Светлана Ростова.

Звенит звонок. На перемене оживленно. Все ученики в форме: серый верх, черный низ, но форма не однотипная. Меня проводят по нескольким классам. Обстановка везде похожа: парты, стулья, учительский стол, над доской иконы, далее уголок с именными иконами учеников.

– Это исходило от родителей, — комментирует замдиректора. — Если у ребенка именины, мы ему поем «Многая лета».

Перед началом следующего урока беседую с учениками выпускного, четвертого класса.

– Как вам здесь учится? — спрашиваю и сразу все поднимают руки, чтобы ответить. По очереди выслушиваю каждого из 10 учеников. Они стараются отвечать по-особенному, никто никого не перебивает.

– Отлично. Учителя очень добрые.

– Добрые, но справедливые.

– Объясняют все хорошо.

– Пока каждый не поймет тему, нам будут твердить ее.

– В других в других школах и ругаются, и обижают друг друга, а тут все дети добрые.

– Завуч и учителя стараются, чтобы мы стали друзьями с параллельным классом, потому что в старшей гимназии мы уже будем учиться все вместе, надо же дружить.

Многие говорят, что у них здесь уже учился брат или сестра. А на «продленке» учителя помогают справиться с домашней работой. Маленькие выпускники уже начинают думать о будущем.

– У нас будут очень трудные экзамены. Надеемся, что попадем в старшую гимназию.

На выходе встречаю нескольких родителей. Спрашиваю, почему их ребенок учится именно в этой гимназии.

– Я хочу, чтобы ребенок находился в традициях и ценностях, которые важны для нашей семьи, — говорит Жанна, мама первоклассника. — У нас семья религиозная, поэтому выбрали для сына это учебное заведение. Да и уровень образования здесь, по-моему, лучший в городе.

Фото: Екатерина Русилова

– У нас семья не церковная, но мы соблюдаем правила гимназии. Здесь ребенок в безопасности. Буду говорить откровенно: здесь дочь изолирована от детей из неблагополучных семей, значит, дурного влияния не будет. Посмотрите, как ведут себя в общеобразовательной школе дети. Они с первого класса ругаются матом, а старшеклассники курят, выпивают и что только не творят, — убежденно говорит Екатерина.

Средняя старшая школа

Нижне-Никольская церковь, утро. Ко входу ведет высока лестница. В холле женщина в спецодежде одного из ЧОПов.

В коридоре немноголюдно. Пахнет свечами. Тепло. То и дело заходящие гимназисты сразу скрываются в раздевалках: отдельно для мальчиков и для девочек. Потом так же быстро пропадают в глубине коридора. Ученики одеты, как и в младшей школе, одинаково: пиджак, юбка у девочек, пиджак, брюки у мальчиков. Одежда в основном темного цвета, чаще всего — черного.

Замдиректора по воспитательной работе Инна Лисовская предлагает пройти в учительскую.

– Всего в гимназии 198 детей. Из них большинство в начальной школе, — рассказывает замдиректора. — Сейчас у нас по одному классу в параллели. Но нам подарили бывшее здание налоговой — четырехэтажная церковь. Епархия там делает ремонт — будем расширяться, тогда сможем взять по два класса в параллели, — говорит Инна.

Здание, где занимаются ученики старших классов православной гимназии. Фото: Екатерина Русилова

Сейчас в классах учеников немного. Опять же из-за ограниченного количества посадочных мест в здании церкви.

– Мы подняли сейчас «потолок» до восемнадцати, потому что из начальной школы идет много детей, — это уже замдиректора по учебной работе в старшей средней школе Наталья Галко. – Идеальный класс — 12–14 человек, это оптимальное количество детей для обучения. Сейчас у нас так получается только в старших классах.

В коридоре раздается три коротких звонка. Все идут на утреннюю молитву. В специальной комнате с алтарем, мальчики и девочки занимают каждый свое место и затихают. Начинается молитва.

Она длится примерно 15 минут. Затем Лисовская делает объявление о трех мероприятиях, которые пройдут сегодня. Желает хорошего дня, дети расходятся. По пути в учительскую Инна останавливает девочку в клетчатой черно-белой юбке и проводит короткую беседу о недопустимости такой вещи в форме учащегося гимназии.

В 8:30 ученики расходятся по классам.

– У нас всегда день начинается с утренней молитвы. Перед началом каждого урока у нас молитва, но уже по классам, — продолжает рассказывать Лисовская. — Потом уроки, завтраки, обеды, мероприятия.

Прошу рассказать о процедуре поступления в гимназию.

– Родители приходят, знакомятся с уставом, с правилами гимназиста. Если у они согласны вести наш образ жизни, то пишут заявление.

– Какие родители могут привести ребенка для поступления к вам?

– Любой может. Родители невоцерковленные приходят. Некрещеные дети приходят. Вообще у нас только 10% церковных семей, — говорит замдиректора по воспитательной работе.

С детьми и родителями при поступлении, как и в младшей школе, проводится собеседование. В пятый класс зачисляют по результатам выпускных работ в начальной школе.

– Преимущество за детьми нашей школы для поступления, конечно. Составляется рейтинг по уровню образования и по степени участия в жизни школы, отсекается первых 18 человек — их мы и берем. В прошлом году у нас так не получилось, взяли 19 детей и еще 6 детей сирот из православного детского дома, — рассказывает Инна. — У нас очень трудно прийти в промежуточные классы. Потому что английский язык — один из профильных предметов, изучается с первого класса 4 дня в неделю. Наши дети после 4 класса приходят с уровнем уже. Если ребенок приходит к нам из общеобразовательной школы, то он сдает русский, математику и английский для поступления.

Английский язык в старшей школе преподается 5 раз в неделю. Еще гимназисты изучают церковнославянский, латинский и древнегреческий. Православный компонент вводится с первого класса. Остальные общеобразовательные предметы преподаются согласно государственному образовательному стандарту. Учащиеся гимназии принимают участие в различных городских о областных олимпиадах и конкурсах, а само учебное заведение является региональным представителем всероссийских конкурсов по русскому языку, информатике, английскому языку, естествознанию и мировой художественной культуре.

– В основном, конечно, приходят за образованием, — говорит Инна Лисовская. — В начальную школу поступают, потому что это хорошая, как я всегда говорю, «камера хранения»: утром ребенка сдадут, у нас школа полного дня, вечером заберут. Ребенок присмотрен, прикормлен, уроки сделаны — рай для родителей. В старшую школу приходят, потому что у нас очень хорошо сдают ЕГЭ.

Для учащихся 10 класса, которые выбрали предмет для сдачи на экзамене, организуются дополнительные занятия.

– То есть то, что другие дети проходят у репетиторов, наши ученики проходят у своих учителей бесплатно, — уточняет Наталья Галко.

Выпускники православной гимназии поступают в вузы Санкт-Петербурга, Москвы, Минска, Калининграда. По словам замдиректора по учебной работе, процент желающих получить высшее техническое или гуманитарное образование примерно равный среди воспитанников. А вот духовное образование выбирают всего пятнадцать процентов гимназистов.

Урок алгебры в выпускном классе. Фото: Екатерина Русилова

Стать выпускником православной гимназии не так-то легко. C учебной нагрузкой справляются не все дети. Родителям таких учеников рекомендуют продолжить обучение ребенка по месту жительства.

– Но это редко. По обучению — один воспитанник в год, — говорит замдиректора по воспитательной работе. — По воспитанию подобные рекомендации чаще. Не думайте, что если это православное гимназия, то дети идеальные, нет. Дети, что называется, с тротуара приходят к нам, не с паркета. Например, сейчас прошла первая неделя Великого поста, а ребенок две службы пропустил, на две службы опоздал, в конце пятой службы подрался, у нас и такое бывает. Мы приглашаем родителей, объясняем, что такое поведение — это не только внешнее, но и внутреннее отношение к церкви. Может быть, мы не будет мучить мальчика и друг друга, может, он пойдет в другую школу, где не такие требования к дисциплине.

В дисциплине главное — послушание. Оно распространяется не только на манеру поведения, но и на отношение к учебе.

– Церковь — единоначалие: главный сказал, все остальные подчинились, как в армии. С самого начала мы говорим детям о том, что у нас послушание: я сказал — ты сделал, если я ошибусь, я отвечу перед Богом, перед директором за свою ошибку. Это распространяется и на учебу: мы не объясняем, почему надо делать домашние уроки. Учитель задал уроки, на следующий день ты пришел подготовленным. Так же и в воспитательных мероприятиях, — объясняет Лисовская.

Помещение столовой в гимназии. Фото: Екатерина Русилова

— Мы ушли в лицей. В старшей школе изменилось руководство и изменилась политика. Внимания, которое раньше уделяли личности ребенка, не стало, — говорят родители, которые забрали своего ребенка после седьмого класса. — Поэтому приняли решение поменять учебное заведение. Но младшая школа осталась очень сильной по образованию и духовной жизни.

В гимназии есть система наказаний, прописанная в правилах учебного заведения, за нарушения дисциплины. Сначала делают устные предупреждения, затем письменное замечание заносят в дневник, после идет письменное предупреждение. Последняя ступень на пути к расставанию с хулиганом — строгий выговор с предупреждением и вызов родителей. Они подписывают протокол, что знают о вынесении ребенку строгого выговора с предупреждением. Если поведение ученика не изменяется, с ним расстаются.

– На самом деле отчисляли так только один раз, — говорит Инна. — Обычно договариваемся.

Под конец встречи спрашиваю учеников пятого класса, нравится ли им учиться в гимназии.

– Здесь классно, хорошо. И учителя добрые, — почти хором отвечают пятиклашки.

– А почему вам здесь нравится? — допытываюсь я.

— Потому что здесь много мероприятий и вообще интереснее. Мы здесь больше получим знаний. И нам здесь все объясняют, пока мы не поймем, — по очереди отвечают дети.

«Рискуем, но работаем» Далее в рубрике «Рискуем, но работаем»Почему смоляне идут в дружинники Читайте в рубрике «Титульная страница» «Кто там сверлит?!»Космическая общественность и СМИ активно обсуждают попытку неизвестного астронавта досрочно вернуться домой с помощью электродрели «Кто там сверлит?!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»