«Каждый, кто приходит сюда, находит свои “точки”»
Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»

Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»

Какие тайны раскрывает музей истории образования Смоленской области

В начале октября в Смоленском областном институте развития образования (СОИРО) открылся музей истории образования. Представленные в экспозиции материалы рассказывают о становлении и развитии системы образования на Смоленщине с XII века до наших дней. Коллекцию музея создавали жители области, смоленская митрополия, педагогическая общественность образовательных учреждений разного уровня. Благодаря им фонды музея насчитывают сейчас более 500 единиц хранения и продолжают пополняться все новыми экспонатами. Корреспондент «Русской планеты» побывала в музее истории образования Смоленской области и узнала его тайны.

Основа музея

– Люди приносят материалы и после открытия музея, — говорит руководителя проекта «Музей истории образования Смоленской области» Вячеслав Мешков и показывает на пакет, лежащий рядом со мной. В пакете виднеются пионерские галстуки. — Вот галстуков у нас уже огромное количество, но как человеку сказать: «Нет, неси назад»?

Идея создания музея появилась несколько лет назад. В феврале этого года региональное отделение общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» выступило с инициативой организовать музей.

– Наверное, сохранение истории — это естественная потребность. Есть огромное количество школьных музеев об их истории. А музея, который показывал бы историю образования региона в целом, — нет в Смоленской области. В России есть музеи образования, но их не так много.

Инициативу организации подобного музея поддержали различные социальные институты и общественность. Отдельная работа велась с районами. Для них поставили три задачи: предоставить информацию по истории образования в районе, истории учебных заведений и поделиться предметами в виде оригиналов или копий.

– Конечно, воспринято было с правильной настороженностью. Потому что никто не знал, что из этого получится. Когда поступили первые предметы, нам стало понятно, что проект находит отзыв, что он не надуман, а абсолютно реален и нужен.

16 районов активно включились в процесс. В середине марта муниципальные образования уже прислали первые документы, сведения, истории и экспонаты.

– Постепенно люди начали приносить личные вещи, которые для них представляют ценность. И тогда стало очевидно, что это признание музея как пространства, в которое не жалко отдать то, что они сберегали, хранили у себя в семье. Это было значимо и знаково.

Сейчас в фондах музея чуть более пятисот экспонатов: репринтные и оригинальные издания книг, иконы, фотографии, архивные документы, различные вещи.

– В концентрированном виде информация об истории системы образования и образовательных учреждений районов есть только у нас. И я думаю, что это не конец, это только начало.

В действующую экспозицию, конечно, вошло не все. Вячеслав Мешков считает, что в дальнейшем экспозиция будет корректироваться.

Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»

Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»

– Сейчас это основа. Все остальное будет нарастать. Оригинальные вещи могут вытеснять копии, одни фотографии другие, появляться еще более ценные вещи. Если мы увидим, что формируется какой-то массив, который может вылиться в самостоятельную экспозицию — мы ее сделаем.

Особенные вещи  

Мы поднимаемся на второй этаж института. В одной части коридора расположены 16 экспозиционных секций, в другой — временная выставка «Моя школа» учащихся детской художественной школы им. М. Тенишевой.

Мешков предлагает мне сначала самой прогуляться по экспозиции. Я с удовольствием разглядываю старые вещи и фотографии, читаю архивные документы и названия старинных книг, останавливаю взгляд на школьной форме и старой низенькой парте. Замечаю, что почти в каждой секции есть сведения о людях известных и не очень, которые способствовали развитию образования как на местном, так и на государственном уровне. А еще почти за каждым стеклом есть азбука своего времени.

– Начинается экспозиция с уникального памятника древнерусской культуры. Это сосуд с древнейшей русской надписью «гороушна». Оригинал был обнаружен в 1949 году, во время раскопок в курганах у поселка Гнездово. То есть в XII веке писать умели, — с улыбкой говорит Вячеслав. —Образование уже было.

Теперь мы вместе идем вдоль экспозиционных секций. Мешков то и дело останавливается, рассказывая короткие истории о том, как тот или иной экспонат появился здесь и почему именно его выбрали для экспозиции.

– Самым тяжелым по комплектации оказался период с 1917 по 1941 год — почти ничего не сохранилось.

Я останавливаюсь. В первый раз не обратила внимание, а сейчас не могу оторваться.

– Период Великой Отечественной войны, — говорит Вячеслав. — Подлинный аттестат, выданный 16 июня 1941 года, комсомольский билет погибшего человека. Видите, он залит кровью… Детские рисунки про войну тех времен. Наши дети сейчас тоже так рисуют.

Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»

Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»

Чуть помолчав, Мешков показывает мне фотографию женщины.

– Есть интересная история, связанная с этой фотографией. Это Елена Гордеевна Новикова. Она была заместителем директора по воспитательной работе технического училища № 2 в Смоленске. А еще она работала в детском доме. В период войны они попали в окружение, и Новикова смогла вывести из него тридцать детей. Есть истории, которые трогают за душу. Это второй слой музея.

– А как к вам попала эта парта? — спрашиваю я. — Похоже на ту, за которой я в первом классе сидела. Только та без дырочек была.

– Это парта для младших школьников конца 50-х — начала 60-х годов. Вот эти дырочки когда-то были чернильницами. Такая парта оказалась в подвале одной из сельских школ Рославльского района.

Отдельные секции посвящены православному образованию в XIX-XX веках и в наше время.

– Один из интересных экспонатов — вот этот, — Вячеслав указывает на пухлую тетрадь в твердой обложке. Она открыта. На развороте фрагмент рукописного текста. — Это конспекты. В библиотеке Смоленской православной духовной семинарии обнаружили их абсолютно случайно и принесли нам.

Около конспекта стоит стеклянная чернильница, рядом фотографии известных выпускников духовной семинарии, маленький мольберт с эскизом иконы.

– А это история института, в котором мы находимся. Особенно интересна здесь одна вещь — логарифмическая линейка 1975 года. Ее изобрел Владимир Евгеньевич Кучеров, работник этого института. Он не изобрел логарифмическую линейку вообще, она появилась намного раньше, — отвечает на мой удивленный взгляд Мешков. — Оригинальность линейки Кучерова в том, что с помощью кодоскопа она позволяла рассказывать ученикам, как ею пользоваться. По сути дела это одно из первых интерактивных средств обучения: преподаватель мог одновременно отвечать на вопросы и показывать. Академия педагогических наук приняла ее к производству, но производства никакого не было, потому что появились калькуляторы.

Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»

Фото: Екатерина Русилова / «Русская планета»

Мы подходим к последнему стенду экспозиции. Он касается начального профессионального образования. Кроме фотографий, книг там представлены макеты слесарного верстака и пресса.

– Какую бы вы специальность ни получали в начальном профессиональном образовании, слесарная подготовка была в обязательном порядке, — объясняет Вячеслав Мешков. — Начального профессионального образования сейчас уже нет. Поэтому это уже точно музейная история.

– Многие вещи поражают в вашем музее, — выдыхаю я.

– Специфика музея образования не в том, чтобы удивить какими-то раритетами, а чтобы человек, который пришел, получил представление, как образование начиналось и развивалось в разные исторические периоды. Каждый, кто приходит сюда, находит свои «точки», которые для него близки и интересны. Нам важно, чтобы было действительно интересно разным людям: молодежи, детям, учащимся учебных заведений разного уровня, ветеранам. 

«Описать это можно одним словом — страшно!» Далее в рубрике «Описать это можно одним словом — страшно!»«Русская планета» узнавала, почему награда нашла героиню только через 70 лет Читайте в рубрике «Титульная страница» «Кто там сверлит?!»Космическая общественность и СМИ активно обсуждают попытку неизвестного астронавта досрочно вернуться домой с помощью электродрели «Кто там сверлит?!»

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
80 000 подписчиков уже с нами!
Читайте «Русскую планету» в социальных сетях и участвуйте в дискуссиях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»